Поскольку h1b1 < h0b0,
то v1 > v0, т.е. средняя
скорость сечения прокатываемой полосы за
время прохождения очага деформации
возрастает от v0 < vВcos a
на входе до v1 > vВ на
выходе (где vВ - окружная скорость
валков).
Существует нейтральное сечение,
которое характеризуется равенством
скорости сечения полосы горизонтальной
составляющей скорости валка. Оно является
границей течения металла в очаге
деформации.
На участке от нейтрального угла до угла
захвата скорость сечения полосы меньше
горизонтальной составляющей скорости
валка, здесь металл отстает в своем
перемещении от перемещения поверхности
валка (зона отставания). Отставание
определяется отношением:
Соотношение между опережением и
отставанием зависит от многих факторов, в
основном от коэффициента трения и
поперечной деформации. Связь между
опережением и отставанием учитывают, когда
полоса прокатывается непрерывно более чем
в одной паре валков, для определения
скоростей валков соседних клетей и
деформации полосы.
Вопрос 3. Нагрев
металла перед прокаткой - оборудование и
технология, дефекты нагрева и методы их
предупреждения.
Нагрев слитков и заготовок перед
прокаткой выполняют в печах различных
типов и конструкций. При нагреве крупных
слитков чаще всего используют
нагревательные колодцы или камерные печи с
монолитным или выдвижным подом. Для нагрева
заготовок широко применяются методические
печи.
Низкоуглеродистая сталь (0,1-0,2% С) - 1200 - 1280°С.
Высокоуглеродистая сталь (1,0-1,5% С) - 1000 - 1150°С.
Цели нагрева:
- Увеличение пластичности металла, т.е.
способности деформироваться без
разрушения. Это достигается получением в
процессе нагрева из перлитной структуры,
однофазной (аустенитной) структуры и ее
поддержание в процессе всего
технологического цикла.
- Уменьшение энергозатрат при прокатке.
Требования к нагреву:
- Достижение максимальной пластичности.
- Минимальная неравномерность нагрева.
- Минимальный слой окалины.
- Отсутствие дефектов.
Продолжительность нагрева металла
определяется его физико-химическими
свойствами, предварительными
температурными условиями, конструкцией
нагревательного устройства, расположением
металла в печи, геометрическими размерами.
При нагреве до слишком высокой
температуры резко ухудшается структура
металла, развиваются процессы перегрева и
пережога.
При перегреве структура металла
становится крупнозернистой, пластичность
падает и в результате при прокатке
образуются трещины по границам крупных
зерен и рванины. Этот дефект ведет к
появлению трещин, надрывов, вкатанной
окалины, ребезны, красноломкости. Дефект
устраняется частично повышением обжатий (до
20%) в последней клети непрерывного стана, а
также огневой зачисткой.
Пережог является еще более тяжелым и
неисправимым дефектом. Он возникает, когда
температура нагрева приближается к
температуре плавления металла. В этом
случае происходит окисление и оплавление
границ зерен, связь между отдельными
кристаллитами ослабевает, и при деформации
такой металл разваливается на куски.
При выборе верхнего предела температуры
нагрева также необходимо учитывать, что с
повышением температуры интенсифицируется
процесс окисления металла, т.е. растут
потери металла в окалину (обычно составляют
1,5-3%). Наряду с окислением при нагреве сталей
с повышением содержания углерода идет
процесс обезуглероживания
поверхностных слоев металла, что также
снижает выход годного.
Нижняя температурная граница прокатки
определяется, прежде всего, требованиями к
структуре и механическим свойствам
готового продукта, а также тем
обстоятельством, что с понижением
температуры возрастает сопротивление
деформации и ухудшается пластичность
металла