В ПОМОЩЬ

СТУДЕНТАМ, АСПИРАНТАМ И СОИСКАТЕЛЯМ
по специальности "Обработка Металлов Давлением"


Главная Новости сайта События Разделы Ссылки Вопрос-Ответ В помощь Об Авторе

Вариант ответа на билет №5 КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА по специальности "ОМД"

  1. Феноменология и механизм разрушения металлов и сплавов
  2. Энергосиловые параметры при продольной прокатке
  3. Холодная прокатка - сортамент, оборудование, технология, перспективы развития

Вопрос 1. Феноменология и механизм разрушения металлов и сплавов.

Деформация - процесс изменения формы и размеров металла под воздействием внешних сил.

  1. Упругая деформация - когда тело принимает первоначальную форму и размеры после прекращения приложения действия силы.
  2. Пластическая (остаточная) деформация - тело сохраняет измененные в результате деформации формы и размеры после снятия нагрузки.
  3. Разрушение

При пластической деформации, протекающей путем скольжения, происходят разрывы существующих межатомных связей, и образование новых не менее прочных чем предыдущие, но если новые связи не образуются, то идет разрушение материала.

Установлено, что разрушение материала происходит путем отрыва в результате достижения нормальными напряжениями критических значений. Необходимым условием для разрушения является в момент нарушения сплошности наличие растягивающих напряжений.

Стадии процесса разрушения:

  1. Нарушение межатомных связей.
  2. Объединение-взаимодействие (скопление дислокаций) - вокруг микронарушений происходит концентрация напряжений.
  3. При определенной схеме напряжений микронарушения могут перерасти в макронарушения.
  4. Образование трещины.

Все силы направляются на недопущение перехода микронарушений в макронарушения. Механизм зарождения микротрещин на дислокационном уровне:

  1. Скопление дислокаций по границам зерен, когда суммарное силовое поле превышает критические напряжения.
  2. Скопление дислокаций у сильного препятствия.
  3. Скопление дислокаций у сидячих дислокаций.
  4. Скольжение по границам зерен.

Стадии развития трещин:

  1. Возникновение и рост микронарушений (пор) до трещины критического размера.
  2. Быстрый рост трещины и разрушение.

По мере развития трещины при приложении внешнего усилия, возможно, их частичное залечивание, эффективность которого возрастает с ростом температуры. Разрушение (трещины) может быть:

  1. Вязкое - если распространение трещины вызывает пластическую деформацию в ее вершине (Vраз.деф. >> Vзалеч.).
  2. Хрупкое - трещина расширяется, не вызывая пластической деформации в вершине (Vраз.деф. > Vзалеч.).

Вопрос 2. Энергосиловые параметры при продольной прокатке. 

Работа сил сопротивления - для совершения пластической деформации необходимо затратить работу на преодоление сил сопротивления. К силам сопротивления относятся внутренние силы напряжений и поверхностные силы, направление действий которых противоположно направлению перемещения.

Из поверхностных сил к силам сопротивления относятся силы контактного трения, заднего натяжения, а также бокового и переднего подпора.

А = А1 + А2 + А3 + А4 + А5

А1 - работа расходуемая на преодоление внутреннего сопротивления металла деформации (работа формоизменения),
А2 - работа на преодоление контактных сил трения,
А3 - работа на преодоление контактных сил трения в подшипниках и передаточных механизмах,
А4 - работа на преодоление сил трения во время холостого хода,
А5 - работа на преодоление контактных сил инерции.

Чистая работа прокатки А = А1 + А2 + А3

А1 = 1,15sфV ln (h0 / h1),

где V - объем деформируемого тела,
sф - величина из уравнения пластичности s1 - s3 = bsф

Подсчет А2 представляет собой сложную задачу, поскольку недостаточно изучена связь между величиной контактного касательного напряжения и относительным перемещением полосы по поверхности валка. Работу сил контактного трения в общем виде можно записать:

Формула работы сил контактного трения - 0,543 КВ

где t - полное контактное касательное напряжение, принимаемое постоянным по величине,
w
- компоненты перемещения.

В первом приближении возможно следующее решение:

Формула работы сил контактного трения - 1,910 КВ

g - нейтральный угол,
a - угол захвата,
hH
- высота полосы в нейтральном сечении,
r - радиус валка,
s - опережение.

Работа сил контактного трения зависит от величины опережения и положения нейтральной точки на контактной поверхности. Уравнение построено на предположении скольжения по всей длине дуги захвата.

Работа активных сил
К активным силам при прокатке относят силы контактного давления, переднего натяжения и подпора. При прокатке без натяжения (подпора), то работа сил контактного давления (рср = const) можно выразить уравнением:

Формула работы сил контактного давления - 0,301 КВ

согласно этому уравнению, расход энергии пропорционален смещенному объему, выраженному произведением общего объема (V) прокатываемой полосы на натуральный логарифм деформации. Уравнение можно модифицировать, учитывая часть энергии, которая теряется в передающих механизмах и подшипниках валков:

Формула работы сил контактного давления - 0,344 КВ

h - коэффициент полезного действия стана (0,75 - 0,85), зависит от конструкции стана.

Работу прокатки можно определить по моменту и скорости вращения валков стана и времени прокатки.

Апр = Nt = Mпрwt , 

где t - продолжительность прокатки,
w - угловая скорость вращения валков w = pn / 30, n - число оборотов валков в минуту.
Mпр - момент вращающий валки:

Формула момента прокатки - 0,286 КВ

где y - коэффициент, показывающий какую часть от длины очага деформации, составляет плечо (таблично-экспериментальная величина),
Р - полное давление металла на валки,
R - радиус валков.

Коэффициент полезного действия можно определить по формуле:

Формула КПД - 0,468 КВ

Момент натяжения:

Формула момента натяжения - 0,421 КВ

где Q0 и Q1 - усилие натяжения заднего и переднего концов.

Момент холостого хода:

Формула момента холостого хода - 0,378 КВ

где Gn - масса данной вращающей детали,
fn - коэффициент трения в подшипниках,
dn - диаметр трения в подшипниках,
in - передаточное число привода данной детали.

Общий момент дополнительных сил трения:

Формула общего момента дополнительных сил трения - 0,679 КВ

где h1 - к.п.д. шпинделей и муфт,
h2 - к.п.д. шестеренной клети,
h3 - к.п.д. редуктора.

Момент сил трения в подшипниках валков:

Мтр = Pdfп ,

где d - диаметр шейки валков,
fп - коэффициент трения в подшипниках валков.

Вопрос 3. Холодная прокатка - сортамент, оборудование, технология, перспективы развития.

Сортамент:
Основную массу (примерно 80%) холоднокатаных листов составляет низкоуглеродистая конструкционная сталь (автолист) толщиной 0,5 - 2,5 мм, шириной до 2300 мм.

Жесть прокатывают в виде полос толщиной 0,07 - 0,5 мм, шириной до 1300 мм. В большинстве случаев жесть выпускают с защитным покрытием (оловянным), применяется для изготовления пищевой тары.

Наименьшую толщину имеет фольга (0,005 - 0,1 мм), шириной до 1000-1500 мм.

К числу распространенных видов холоднокатаной продукции также относят:

По технологическому назначению станы можно подразделить на прокатные, дрессировочные и прокатно-дрессировочные.

Наиболее производительными являются непрерывные станы, состоящие из 2-6 последовательно расположенных клетей. Для производства автолиста применяют 4-5 клетевые непрерывные станы, рассчитанные на полосы толщиной 0,3 - 3,0 мм, шириной 600-2350 мм. Прокатные клети - кварто. Максимальная скорость 25-30 м/с.

Для производства жести применяют специализированные 5-6 клетевые непрерывные станы с длиной бочки валков до 1450 мм. Получают полосы толщиной 0,1-1,0 мм и шириной до 1300 мм. Максимальная скорость 40 м/с.

Развитие непрерывных станов привело к созданию станов бесконечной прокатки. Передний конец каждого рулона сваривается встык с задним концом предыдущего рулона без прекращения процесса прокатки за счет установленного накопителя полосы. Производительность на 50-70% выше, чем непрерывных станов.

Отдельное место занимают одноклетевые реверсивные станы, которые сравнительно просты в настройке и позволяют вести прокатку в любое число проходов. Часто применяются станы с клетями кварто (углеродистые и легированные стали с толщиной более 0,5 мм) и 20-валковые (тонкие и тончайшие 0,002 и 0,1 мм полосы и ленты из легированных сталей и сплавов).

На сегодняшний день существуют станы полистной прокатки. Они могут быть реверсивными и нереверсивными. Максимальная скорость прокатки 2 м/с.

Дрессировочные станы имеют особое технологическое значение. На них проводят прокатку полос или листов после отжига с очень небольшой степенью обжатия (0,8-1,5%). Устанавливается одна или две клети кварто. Иногда дуо.

Прокатно-дрессировочные станы устанавливаются в жестепрокатных цехах для производства особо тонкой жести. Состоят из 2-3-х клетей кварто. Подкат - отожженные полосы толщиной 0,16 - 0,30 мм. Получают жесть толщиной 0,8 - 0,15 мм. Могут использоваться как дрессировочные.

Технологическая схема производства холоднокатаных листов из углеродистой стали (автолист):
Исходный материал - горячекатаные полосы толщиной 1,8 - 6,0 мм.

Первая операция - подготовка подката к прокатке - травления в серной или соляной кислоте для удаления слоя окалины с поверхности металла. На этом этапе возможно промасливание, резка и отгрузка горячекатаного травленого листа.

Вторая операция - прокатка на непрерывном или бесконечном 4-5 клетевом стане до конечной толщины проката. В результате этой операции металл сильно упрочняется (наклепывается) и теряет способность к дальнейшей обработке (штамповке).

Третья операция - рекристаллизационный отжиг в колпаковых печах с азотной или водородной атмосферой. После проведения отжига металл становится пластичным, но при дальнейшей штамповке возможно появление линий скольжения (сдвига по плоскостям скольжения). Для предотвращения указанного явления производится четвертая операция - дрессировка (прокатка с небольшими обжатиями до 1,5%) полосы, в результате которой происходит упрочнение поверхностного слоя.

И заключительной операцией является промасливание проката, порезка на листы или на полосы, упаковка и отгрузка потребителям.

Технологическая схема производства жести:
В целом схема производства подобна схеме производства автолиста.

Первая схема производства черной полированной жести:

  1. Удаление окалины
  2. Прокатка на стане до конечной толщины (обжатие до 90-95%)
  3. Обезжиривание - агрегаты электролитической очистки
  4. Колпаковые печи
  5. Дрессировка (1,0 - 2,5%)
  6. Отгрузка

Вторая схема производства жести горячего лужения:

  1. Удаление окалины
  2. Прокатка на стане до конечной толщины (обжатие до 90-95%)
  3. Агрегат непрерывного отжига
  4. Дрессировка (1,0 - 2,5%)
  5. Поперечная резка
  6. Горячее лужение (расплав олова)
  7. Отгрузка

Третья схема производства жести электролитического лужения:

  1. Удаление окалины
  2. Прокатка на стане до конечной толщины (обжатие до 90-95%)
  3. Агрегат непрерывного отжига
  4. Дрессировка (1,0 - 2,5%)
  5. Электролитическое лужение (бруски олова - анод, полоса - катод)
  6. Отгрузка

Технологическая схема производства электротехнических сталей:

  1. Удаление окалины
  2. Первая прокатка
  3. Обезуглероживающий отжиг
  4. Рекристаллизационный отжиг
  5. Вторая прокатка
  6. Обезуглероживающий отжиг
  7. Нанесение защитных покрытий
  8. Высокотемпературный отжиг
  9. Нанесение электроизоляционного покрытия
  10. Отгрузка

Направления и перспективы развития технологии и оборудования

  1. Ведутся работы по замене травления другими способами удаления окалины и совершенствованию этого процесса (дробеструйные аппараты, изгиборастяжные правильные машины)
  2. Широкое распространение получают станы бесконечной прокатки, предназначенные для массового производства.
  3. Будут продолжены работы по совершенствованию профилировок валков, способов мобильного воздействия на профиль, осевой сдвижки рабочих валков.
  4. Тенденция к уменьшению толщины прокатываемых листов вызывает необходимость применения более эффективных технологических смазок, систем их подачи и удаления.
  5. В термических отделениях будут широко применяться агрегаты непрерывного отжига.
  6. Основные объекты холодной прокатки, будучи агрегатами непрерывного действия и имея соизмеримую производительность будут объединяться в единые, совмещенные линии (НТА - стан х/пр).
  7. Будет расширен выпуск продукции с защитными и декоративными покрытиями.
  8. Повсеместное применение АСУ ТП (САРТ, САРН, САРПФ, САПОЖ).
Наверх
Главная Новости сайта События Разделы Ссылки Вопрос-Ответ В помощь Об Авторе

Последнее обновление 18 Сентября 2004
WebMaster - Горбунов Андрей Викторович

Сайт создан в системе uCoz