где h1 - к.п.д.
шпинделей и муфт,
h2 - к.п.д. шестеренной
клети,
h3 - к.п.д. редуктора.
Момент сил трения в подшипниках валков:
Мтр = Pdfп ,
где d - диаметр шейки валков,
fп - коэффициент трения в
подшипниках валков.
Вопрос 3. Холодная
прокатка - сортамент, оборудование,
технология, перспективы развития.
Сортамент:
Основную массу (примерно 80%) холоднокатаных
листов составляет низкоуглеродистая
конструкционная сталь (автолист)
толщиной 0,5 - 2,5 мм, шириной до 2300 мм.
Жесть прокатывают в виде полос
толщиной 0,07 - 0,5 мм, шириной до 1300 мм. В
большинстве случаев жесть выпускают с
защитным покрытием (оловянным), применяется
для изготовления пищевой тары.
Наименьшую толщину имеет фольга (0,005 -
0,1 мм), шириной до 1000-1500 мм.
К числу распространенных видов
холоднокатаной продукции также относят:
- декапир - травленная отожженная
сталь для изделий с покрытием, эмалей,
- кровельный лист (оцинкованный),
- низколегированные конструкционные
стали,
- коррозионностойкую (нержавеющую)
сталь,
- электротехническую (динамную и
трансформаторную).
По технологическому назначению станы
можно подразделить на прокатные, дрессировочные
и прокатно-дрессировочные.
Наиболее производительными являются непрерывные
станы, состоящие из 2-6 последовательно
расположенных клетей. Для производства автолиста
применяют 4-5 клетевые непрерывные станы,
рассчитанные на полосы толщиной 0,3 - 3,0 мм,
шириной 600-2350 мм. Прокатные клети - кварто.
Максимальная скорость 25-30 м/с.
Для производства жести применяют
специализированные 5-6 клетевые непрерывные
станы с длиной бочки валков до 1450 мм.
Получают полосы толщиной 0,1-1,0 мм и шириной
до 1300 мм. Максимальная скорость 40 м/с.
Развитие непрерывных станов привело к
созданию станов бесконечной прокатки.
Передний конец каждого рулона сваривается
встык с задним концом предыдущего рулона
без прекращения процесса прокатки за счет
установленного накопителя полосы.
Производительность на 50-70% выше, чем
непрерывных станов.
Отдельное место занимают одноклетевые
реверсивные станы, которые сравнительно
просты в настройке и позволяют вести
прокатку в любое число проходов. Часто
применяются станы с клетями кварто (углеродистые
и легированные стали с толщиной более 0,5 мм)
и 20-валковые (тонкие и тончайшие 0,002 и 0,1 мм
полосы и ленты из легированных сталей и
сплавов).
На сегодняшний день существуют станы
полистной прокатки. Они могут быть
реверсивными и нереверсивными.
Максимальная скорость прокатки 2 м/с.
Дрессировочные станы имеют особое
технологическое значение. На них проводят
прокатку полос или листов после отжига с
очень небольшой степенью обжатия (0,8-1,5%).
Устанавливается одна или две клети кварто.
Иногда дуо.
Прокатно-дрессировочные станы
устанавливаются в жестепрокатных цехах для
производства особо тонкой жести. Состоят из
2-3-х клетей кварто. Подкат - отожженные
полосы толщиной 0,16 - 0,30 мм. Получают жесть
толщиной 0,8 - 0,15 мм. Могут использоваться как
дрессировочные.
Технологическая схема производства
холоднокатаных листов из углеродистой
стали (автолист):
Исходный материал - горячекатаные полосы
толщиной 1,8 - 6,0 мм.
Первая операция - подготовка подката к
прокатке - травления в серной или соляной
кислоте для удаления слоя окалины с
поверхности металла. На этом этапе возможно
промасливание, резка и отгрузка
горячекатаного травленого листа.
Вторая операция - прокатка на непрерывном
или бесконечном 4-5 клетевом стане до
конечной толщины проката. В результате этой
операции металл сильно упрочняется (наклепывается)
и теряет способность к дальнейшей
обработке (штамповке).
Третья операция - рекристаллизационный
отжиг в колпаковых печах с азотной или
водородной атмосферой. После проведения
отжига металл становится пластичным, но при
дальнейшей штамповке возможно появление
линий скольжения (сдвига по плоскостям
скольжения). Для предотвращения указанного
явления производится четвертая операция -
дрессировка (прокатка с небольшими
обжатиями до 1,5%) полосы, в результате
которой происходит упрочнение
поверхностного слоя.
И заключительной операцией является
промасливание проката, порезка на листы или
на полосы, упаковка и отгрузка потребителям.
Технологическая схема производства
жести:
В целом схема производства подобна схеме
производства автолиста.
Первая схема производства черной
полированной жести:
- Удаление окалины
- Прокатка на стане до конечной толщины (обжатие
до 90-95%)
- Обезжиривание - агрегаты
электролитической очистки
- Колпаковые печи
- Дрессировка (1,0 - 2,5%)
- Отгрузка
Вторая схема производства жести
горячего лужения:
- Удаление окалины
- Прокатка на стане до конечной толщины (обжатие
до 90-95%)
- Агрегат непрерывного отжига
- Дрессировка (1,0 - 2,5%)
- Поперечная резка
- Горячее лужение (расплав олова)
- Отгрузка
Третья схема производства жести
электролитического лужения:
- Удаление окалины
- Прокатка на стане до конечной толщины (обжатие
до 90-95%)
- Агрегат непрерывного отжига
- Дрессировка (1,0 - 2,5%)
- Электролитическое лужение (бруски олова
- анод, полоса - катод)
- Отгрузка
Технологическая схема производства
электротехнических сталей:
- Удаление окалины
- Первая прокатка
- Обезуглероживающий отжиг
- Рекристаллизационный отжиг
- Вторая прокатка
- Обезуглероживающий отжиг
- Нанесение защитных покрытий
- Высокотемпературный отжиг
- Нанесение электроизоляционного
покрытия
- Отгрузка
Направления и перспективы развития
технологии и оборудования
- Ведутся работы по замене травления
другими способами удаления окалины и
совершенствованию этого процесса (дробеструйные
аппараты, изгиборастяжные правильные
машины)
- Широкое распространение получают станы
бесконечной прокатки, предназначенные
для массового производства.
- Будут продолжены работы по
совершенствованию профилировок валков,
способов мобильного воздействия на
профиль, осевой сдвижки рабочих валков.
- Тенденция к уменьшению толщины
прокатываемых листов вызывает
необходимость применения более
эффективных технологических смазок,
систем их подачи и удаления.
- В термических отделениях будут широко
применяться агрегаты непрерывного
отжига.
- Основные объекты холодной прокатки,
будучи агрегатами непрерывного действия
и имея соизмеримую производительность
будут объединяться в единые, совмещенные
линии (НТА - стан х/пр).
- Будет расширен выпуск продукции с
защитными и декоративными покрытиями.
- Повсеместное применение АСУ ТП (САРТ,
САРН, САРПФ, САПОЖ).