Требования
предъявляемые к микрогеометрии
Микрогеометрия поверхности полос
листовой стали существенно влияет на
качество и прочность лакокрасочных и
других декоративных покрытий, условия ее
дальнейшей обработки и эксплуатационные
характеристики готовых изделий.
Требования к микрогеометрии поверхности
полосы определяются ее назначением и
особенностями получения готовых изделий.
Микрорельеф поверхности характеризуется
высотой микронеровностей (для оценки
наиболее часто используется параметр Rа
- среднеарифметическое отклонение точек
измеряемого профиля от средней линии),
развитостью поверхности (числом пиков на
единицу длины поверхности) и формой пиков.
Увеличение шероховатости листовой стали
приводит к росту предельной степени
вытяжки при штамповке за счет лучшего
удерживания технологической смазки, но
отражательная способность (блеск)
повышается при снижении шероховатости
поверхности. С увеличением плотности
пиков возрастает прочность сцепления
покрытий с основным металлом и
уменьшается число дефектов покрытия.
Оптимальная
шероховатость поверхности холоднокатаной
конструкционной стали, предназначенной
для изготовления облицовочных и кузовных
деталей автомобиля, с учетом совместного
влияния микрогеометрии на штампуемость и
качество лакокрасочных покрытий
составляет 1,0 - 1,3 мкм (по показателю Ra) при числе пиков не
менее 50 на 1 см длины поверхности. Для листовой стали,
предназначенной для эмалирования оптимальные значения
шероховатости составляют 1,0 - 1,7 мкм (по Ra).
Высокая прочность сцепления цинка с
основным металлом при оцинковании полосы
достигается при значениях шероховатости ее
поверхности по показателю Ra > 1,0.
Формирование микрогеометрии
Формирование микрорельефа полосы при
холодной прокатке определяется
соотношением шероховатости исходной
полосы и рабочих валков и толщиной
слоя смазки в очаге деформации.
При прокатке без смазки (дрессировке)
происходит вдавливание микровыступов
поверхности рабочих валков в поверхность
полосы, которое растет с увеличением
величины обжатия, при этом шероховатость
прокатываемой полосы незначительно
отличается от шероховатости рабочих
валков.
Наличие смазки в очаге деформации
изменяет условия формирования
микрорельефа полосы, которые
определяются толщиной слоя смазки, его от
вязкостью, направлением и величиной
микроуглублений поверхности полосы и
валков, скоростью и усилием прокатки и т.д.
Смазка заполняет микровпадины
прокатываемой полосы и рабочих валков и
снижает, как отпечатываемость
микрорельефа валков, так и выравнивание
микронеровностей поверхности полосы. В
том случае, если толщина смазочной пленки
в 3 - 4 раза больше значения шероховатости
валков, микрогеометрия поверхности
полосы определяется ее исходной
шероховатостью и структурой металла,
конечная шероховатость полосы может быть
выше исходной.
Исследования формирования
микрогеометрии поверхности полосы при
холодной прокатке на непрерывных станах
показали, что влияние шероховатости
горячекатаной травленой полосы (обычно
составляющей 2 - 4 мкм по показателю Ra) определяющее
влияет на условия трения в первой клети
стана. С целью улучшения захвата
переднего конца полосы рабочие валки
первой клети стана насекают дробью, при
этом повышается шероховатость
поверхности полосы на входе во вторую и
последующие клети стана и снижают усилие
и момент прокатки.
Шероховатость полосы на выходе стана
зависит от чистоты обработки рабочих
валков последней клети и условий
процесса прокатки. С увеличением
удельного давления улучшается
отпечатываемость микрорельефа валков на
полосе, при использовании насеченных
валков шероховатость полосы возрастает,
при прокатке на гладких валках снижается.
Исследование шероховатости полосы при
прокатке со смазкой в широком диапазоне
скоростей показало, что чем выше скорость
прокатки, тем менее интенсивно
передается микрорельеф поверхности
валков на полосу. Это объясняется
увеличение толщины слоя технологической
смазки в очаге деформации по мере роста
скорости прокатки.
Показателем степени переноса
микрорельефа поверхности валков на полосу
является коэффициент
отпечатываемости (Ко), равный
отношению шероховатости полосы к
шероховатости рабочих валков (Raп / Raв).
В процессе исследования микрорельефа
холоднокатаной высоколегированной
кремнием стали при прокатке на 5-ти
клетевом реверсивном стане и 20-ти валковом
станах производства СКМЗ установлено, что
значения Ко остаются постоянными для
заданного режима обжатий при изменении
шероховатости валков в пределах 0,4 - 2,0 мкм (по
Ra). При повышении чистоты обработки валков
(Ra < 0,3 мкм) отмечается резкое возрастание
значений Ко, что объясняется возросшим
влиянием шероховатости исходной полосы и
смазки.
В процессе холодной прокатки плотность
пиков микропрофиля поверхности рабочих
валков и прокатываемой полосы понижается,
радиусы закругления микровыступов
увеличиваются. Интенсивность изменения
шероховатости валков зависит от их исходной
шероховатости и твердости
поверхности, чистоты обработки
перед насечкой, режимов процесса
прокатки и имеет максимальную
величину в начальный период компании
валков при прокатке первых 200 - 300 тонн,
когда высота и плотность микровыступов
уменьшается на 25 - 35%. Снижение
шероховатости полосы в процессе
эксплуатации валков приводит к увеличению
вероятности сваривания витков рулона при
отжиге в колпаковых печах. Так в условиях
ЛПЦ-5 (ОАО "ММК") доля
холоднокатаного металла отсортированного
по дефекту "излом", который
образовался вследствие сваривания витков
рулона, при холодной прокатке первых 200, 1000
и 1200 тонн проката без перевалок насеченных
рабочих валков последней клети 4-х клетевого
стана 2500 составила 1,0; 1,5; 3,9 % соответственно.
Для условий производства на стане 2500 холодной
прокатки установлена норма металла
прокатываемого за одну установку рабочих
валков в последней клети - не более 800 - 1000
тонн. С целью уменьшения сваривания витков
рулонов, валки последней клети стана 2500
насекают дробью (Ra = 2,5 мкм), но с
увеличением шероховатости полосы растет
количество загрязнений на ее поверхности.
В условиях непрерывного стана 1680, завода
"Запорожсталь", увеличение
шероховатости валков последней клети
стана с 2,2 до 4,0 мкм (по Ra) при прокатке полосы
толщиной 0,8 мм из стали 08кп со смазкой - эмульсией таллового масла ЭТ-1, привело к
увеличению шероховатости полос от 1,0 до 1,9
мкм (по Ra) и росту количества загрязнений на их
поверхности с 635 до 775 мг/м2.
Насечка рабочих
валков в условиях ЛПЦ-5 (ОАО "ММК")
В условия ЛПЦ-5 (ОАО "ММК") насечка рабочих валков для непрерывного стана
холодной прокатки 2500 и дрессировочных
станов 2500 и 1700 в основном производится на
дробеметной машине фирмы "Виллибратор"
(Англия) и незначительная часть
насекается на дробеструйной
машине СМ-3 (Россия). Дробеметная машина
предназначена для насечки стальных прокатных
валков.
Технология насечки дробью: Дробемет
принимает дробь из бункера, и при помощи
ротора подает дробь на поверхность бочки
валка вращающегося со скоростью 5 - 15 об/мин.
Размеры крыльчатки барабана ротора:
диаметр - 500 мм, ширина лопаток - 75 мм.
Максимальная скорость ротора - 3000 об/мин. Автоматическая система подачи дроби
включает воздушный сепаратор и
классификатор (виброгрохот для рассева
дроби на фракции). Классификатор состоит
из деревянных промежуточных рам в комплекте
с набором сит, обеспечивающих рассев
дроби на три фракции, сепаратор же
предназначен для удаления из дроби
посторонних предметов размерами более 5 мм.
Дробь подается через решетчатый пол
камеры обдувки, откуда поступает в
сортировочную машину, где сортируется в
различные отсеки по крупности.
Необходимая для насечки фракция дроби
подается в бункер, который питает ротор
дробемета. Струя дроби на всех режимах
насечки определяется нагрузкой на колесе
по току. Скорость перемещения тележки на
всех режимах 0,5 - 1 м/мин.
Режим насечки
валков на дробемете: Шероховатость поверхности валка
регулируется показателями скорости
вращения ротора дробемета и размерами
фракции дроби.
- Стан 2500 холодной прокатки - 1 и 4 клеть - насеченные
валки - средняя фракция
дроби (0,7 - 0,8 мм) при скорости
вращения ротора - 2100 об/мин.
- Дрессировочные
станы 1700 и 2500 - шлифованные
валки - средняя фракция
дроби (0,7 - 0,8 мм); полированные
валки - мелкая фракция
дроби (0,4 - 0,6 мм) при скорости вращения
ротора 2100 - 2200 об/мин.
Контроль качества насечки
контролируется насекальщиком визуально
в присутствии мастера на первом
насеченном валке после перестройки
дробеметной машины. Производительность -
12 валков в смену.
В настоящий момент, прежде
всего по причине физического износа оборудования поверхность валков не
соответствует необходимому состоянию.
Классификатор не обеспечивает рассев
дроби по фракциям (износ промежуточных
рам и комплекта сит), насечка валков
производится нерассортированной по
фракциям дробью размерами 0,4 - 1,5 мм.
Двигатель не обеспечивает необходимую
скорость вращения дробемета. По этим
причинам не
обеспечивается равномерность
микрогеометрии по поверхности
бочки валка.
Неравномерность микрогеометрии по
поверхности бочки валка ведет к
формированию дефекта "волчок" на
поверхности холоднокатаного листа.
Динамика отсортировки холоднокатаного
листа в третью группу отделки поверхности
по дефекту "волчок" за последние
четыре года в ЛПЦ-5 (ОАО "ММК") приведена в таблице.
|