Система контроля качества прокатных
масел на основе ИК-детектора и
хроматографа жидкостного типа /Tanikawa
Keiichi, Fujioka Yuji //Дзюнкацу, J. Jap. Soc. Lubr. Eng. -1985,
30. № 11. с. 805-810. (яп.; рез. англ.).
Непрерывный контроль качества
прокатных масел станов холодной
прокатки полосы осуществляют системой
на основе высокочувствительного ИК-детектора
и хроматографа жидкостного типа, что
дало возможность быстро вести тонкий
химический анализ, получать данные по
изменению содержания карбониловых
групп с различным молекулярным весом. Ил.
6. Табл. 5. Библ. 6.
1985
Стабильность эмульсии для станов
холодной прокатки низкоуглеродистой
стали /Цегельнюк Л. И., Кулик В. Я.,
Чередниченко Г. И., Турянчик И. Г. //Прокатка
широкополос. стали. М. -1985. с. 73-77.
Дана оценка стабильности эмульсий
путем определения дисперсности
методом измерения диаметра масляных
капель и подсчета их количества под
микроскопом. Приведены результаты
исследований устойчивости
метастабильных эмульсий при помощи
индекса стабильности эмульсии. Ил. 4.
Табл. 1. Библ. 12.
Оценка смазочных характеристик
смазок для холодной прокатки. VI. Оценка
смазочных характеристик торговых
смазок для холодной прокатки /Кita Yоshihikо
//Тэцу то хаганэ, J. Iron and Steel Int. Jap. -1985, 71. №
5. с. 296. -Яп.
Исследовали 4 марки торговых смазок А, В,
С и D с числом омыления, соответственно -
11, 49, 90 и 112; вязкость 20, 9,7, 11,7 и 41,5 cСт.
Сравнение проводили со смазкой животным
жиром с коэффициентом омыления 115.
Проводили прокатку образцов 0,4х15 мм, со
скоростью 12, 60, 120 и 180 м/мин, с обжатием 5 и
10%. Коэффициент трения при смазке
животным жиром ниже; с увеличением
скорости прокатки коэффициент трения
снижается; С и D имеют минимальные почти
одинаковые коэффициенты трения; степень
обжатия при захвате проката для С и D
выше, чем для А и В, с увеличением
скорости прокатки степень обжатия при
захвате падает. Ил. 3. Табл. 1. Библ. 2.
Исследование термоокислительной
стабильности технологических смазочных
средств для высокоскоростной холодной
прокатки /Литовченко Н. В., Аксенова О.
В., Чернышев А. П., Федоров Ю. Н. //Сталь
- 1985. № 7. с. 45-47.
Получены научно обоснованные
характеристики качества
технологических смазочных средств,
используемых при высокоскоростной
холодной прокатке листовой стали.
Исследован ряд применяемых
отечественных и зарубежных эмульсолов: Укринол-211М,
ОМ, Квакер
ойл 47М, прошедших промышленные
испытания на тонколистовом стане
холодной прокатки 2000 НЛМК,
и пальмового масла. Исследование
проводили методами термогравиметрии,
дифференциального термического анализа
и ИК-спектроскопии. Наибольшие
изменения в количестве и качестве
состава технологических смазочных
средств при повышении температуры
наблюдается у эмульсола ОМ.
Эмульсолы Укринол-211М
и Квакер ойл 41СВ
характеризуются более высокой
термоокислительной стабильностью по
сравнению с эмульсолом ОМ.
Это подтверждается полученными при
промышленных испытаниях результатами и
объясняет причину низкой смазочной
эффективности и непригодности
эмульсола ОМ для
высокоскоростной холодной прокатки.
Методы термогравиметрии,
дифференциального термического анализа
и ИК-спектроскопии рекомендуются для
предварительной оценки технологичности
смазочных средств. (Липецкий политехнич.
ин-т). Ил. 3. Табл. 1. Библ. 4.
1984
Разработка устройства для оценки
свойств смазки, используемой при
холодной прокатке листов. Исследование
свойств смазки при холодной прокатке
листов /Azushima Akira //Тэцу то хаганэ, Tetsu to
hagane, J. Iron and Steel Inst. Jap. -1984, 70. № 5. с. 393. -Яп.
Разработано устройство, позволяющее
оценивать свойства смазки,
термостойкость смазки, стойкость валков
к износу, особенности смазки при
различных скоростях прокатки.
Устройство состоит из двух клетей.
Используют валки диаметром 76 мм и длиной
бочки 60 мм, к которым посредством
электромагнитной муфты присоединен
двигатель мощностью 22 кВт,
обеспечивающий скорость вращения
валков до 1500 об/мин. Кроме того, можно
использовать низкоскоростной
электродвигатель. Максимальное усилие
прокатки составляет 15 тс. В установке
можно менять скорость прокатки и
регулировать протягивающее усилие. (Екохама
дайгаку, Япония). Ил. 3.
Изучение смазок для холодной
прокатки. III. Оценка смазочных свойств в
смазках на основе минеральных масел с
различными добавками /Кita Yоshihikо //Тэцу
то хаганэ, Tetsu to hagane J.Iron and Steel. Inst. Jap. -1984, 70.
№ 5. с. 395. -Яп.
Исследовали зависимость коэффициента
трения от скорости прокатки при
использовании смазок: 1) минерального
масла с различными добавками (например:
олеиновая, стеариновая, пальмовая
кислоты, биалкил фосфит, триалкилфосфат
и т. д.); 2) жира; 3) синтетического эфира.
Смазку подавали в зазор между верхним
валком и полосой в виде 3% эмульсии с
добавкой в качестве эмульгаторов 5%
неионных веществ. Температура смазки 55°С.
Полосу размером 0,4х15 мм из
малоуглеродистой неуспокоенной стали в
отожженном состоянии прокатывали при
усилии прокатки 600 кгс, варьируя
окружные скорости валков: 12, 24, 36, 48, 60, 72 м/мин.
Показана эффективность применения
эмульсий из смазок. (Екохама кокурицу
дайгаку, Япония). Ил. 2. Табл. 1. Библ. 2.
Исследований смазочных свойств
смазок для холодной прокатки. II. Способ
оценки смазочных свойств смазок для
холодной прокатки с помощью
специального оборудования /Azushima Akira
//Тэцу то хаганэ, Tetsu to hagane, J. Jron and Steel Inst. Jap.
-1984, 70. № 5. с. 394 -Яп.
Описаны исследования воспроизводимости
рекомендуемого способа оценки
смазочных свойств смазок трех типов: А -
на базе парафина, Б - на базе парафина +10%
олеиновой кислоты, В - на базе парафина +2%
Zw ДТР. Вязкость всех смазок при 25°С
составляет 20 сСт. Верхний валок первой
клети прокатного стана шлифуют и
обезжиривают, нижний валковый узел
убирают. Эксперименты проводили на
полосе из малоуглеродистой успокоенной
стали толщиной 0,4 мм, шириной 15 мм.
Высокоскоростной двигатель обеспечивал
окружные скорости верхнего валка: 50, 100,
l50, 200, 250, 300 об/мин и вращение валков
второй клети стана. Полоса при
испытаниях перемещается со скоростью,
равной скорости валков стана.
Первоначальная нагрузка при
вдавливании валка в материал
варьируется в пределах 370-1000 ктс. За
коэффициент трения f как меры
смазочных свойств принимают величину
без учета натяжения при вертикальной
нагрузке. При одинаковых условиях
колебания f значительное при больших
окружных скоростях для смазки А и на
малых окружных скоростях для смазок Б и
В, в остальных случаях - в пределах ±0,007.
Это объясняют тем, что при больших
оборотах при использовании смазки А
образуется прижег контактных
поверхностей, а при смазках Б и В большое
влияние оказывает реакция добавок на
граничных поверхностях. Способ
позволяет оценить смазочные свойства
смазок для холодной прокатки. (Екохама
кокурицу дайгаку). Ил. 2. Табл. 1.
Технологические требования и основы
выбора смазок для холодной прокатки /Белосевич
В. К. //Тонколистов. прокатка. Воронеж. -1983.
с. 94-99.
Сформулированы основные требования
технологии прокатного производства к
смазкам и эмульсиям. Табл. 3. Библ. 8.
Устройство для испытания смазочных и
охлаждающих жидкостей, применяемых при
холодной прокатке металлической ленты.
Zanzeni ke zkouseni mazacich a chladicicich kapalin pouzivanych pri
valcovani kovovych pasu za studena /Petrik Josef, Wiesner Frantisek
//A. c. 204601. ЧССР. Заявл. 21.03.79, № PV 1856-79, опубл.
31.07.80. МКИ G 01 N 36/30.
Один из двух приводных рабочих
прокатных валков снабжен месдозами для
измерения горизонтальных и
вертикальных сил, которые
регистрируются самописцем. У другого
валка имеется нажимное устройство. Под
обоими валками помещен приемник
смазочно-охлаждающей жидкости с
очистной станцией, состоящей из камеры с
сетчатым фильтром для загрязненной
смазочно-охлаждающей жидкости и камеры
для чистой смазочно-охлаждающей
жидкости, соединенных между собой
фильтровальным кольцевым трубопроводом
с фильтром и насосом. Обе камеры
разделены между собой перегородкой.
Камера для загрязненной смазочно-охлаждающей
жидкости оборудована нагревателем, а
камера для чистой смазочно-охлаждающей
жидкости - мешалкой и подключена к
холодильному кольцевому трубопроводу с
насосом для подачи чистой смазочно-охлаждающей
жидкости в щель между рабочими валками.
Между валками прокатывают
металлическую ленту, сматываемую с
размоточного барабана и наматываемую на
намоточный барабан. Меняя рабочие валки,
собранные из фрикционных дисков, можно
исследовать влияние смазки на их износ,
влияние фильтрационной системы и
возникающих загрязнений смазки. Ил. 1.
Оценка эффективности
технологических смазок измерением сил
контактного трения /Алиев И. С.,
Крюгер К. //Обработка металлов давлением
в машиностроении. Харьков. -1983. № 19. с. 93-98.
Экспериментально определяли средние
удельные силы контактного трения при
холодном радиальном выдавливании с
различными технологическими смазками.
Определена эффективность более 15
композиций смазок при обработке Аl-сплава
(АД 33 М) и стали 10.
Испытания смазочных материалов в
черной металлургии. Prufung von Schmierstoffen in der
Eisen und Stahlindustrie //Sahl und Eisen -1983, 103. № 20. с.
34. -Нем.
Испытания смазочных материалов
являются важным условием эффективной и
надежной эксплуатации
металлургического оборудования.
Различия в выборе и показе результатов
испытаний смазочных материалов привели
к совместному изучению специалистами -
химиками и металлургами Германии
вопроса о создании единой методики
контроля качества и возможностей
применения тех или иных смазочных
материалов. Выпущен стандарт DIN A4,
охватывающий физические, химические,
функциональные и механико-динамические
испытания минеральных масел и
консистентных смазок по DIN 51 502 для
черной металлургии Германии. Большей
частью в стандарте предусмотрены
стандартизованные методы контроля.
1983
Способ и устройство для
трибологических измерений эмульсий.
Verfahren und Vorrichtung fur tribologische Messungen an Emulsionen /Jung
Herbert, Werner Behrens, Gerhard Alberti //Me-tallgesellschaft AG.
Заявка 3108215, ФРГ. Заявл 05.03.81, № Р3108215.7,
опубл. 30.09.82. МКИ G 01 N 33/30.
Эмульсии на станах холодной прокатки
контролируют и регенерируют на
основании результатов испытаний и
данных анализа проб, которые проводятся
по установленному графику. Так, например,
концентрацию масляной фазы, содержание
свободных масел и значение pH обычно
проверяют ежедневно, загрязненность и
зараженность бактериями - еженедельно,
воду анализируют ежемесячно. Однако в
многочисленных случаях требуется
значительно более частая проверка.
Предлагается способ и устройство для
квазинепрерывного автоматического
отбора проб эмульсии из циркуляционной
системы, исследования и регистрации
результатов. Возможно также
автоматическое управление составом
эмульсии. Решение этой задачи
заключается в постоянном измерении
фактических значений параметров
трибологических свойств эмульсии в
байпасных трубах циркуляционной
системы между сторонами подвода и
отвода эмульсии без разделения фаз
потока. В каждом ответвлении
устанавливаются приведенные приборы
или механизмы, измеряющие
соответствующие параметры эмульсии.
Фактические значения подаются на ЭВМ и
показываются или печатаются в цифровой
форме. Текущие фактические значения
параметров сравниваются с заданными и
производится добавка или удаление
составных частей эмульсии до достижения
заданного уровня. Ил. 2.
Методы и приборы для исследования
смазок. Methods of cold rolling oil evaluation in terms of heat
streak resistance and strip surface cleaning property, together with their
applications /Nakagawa Kichizaemon, Ito Kolchi, Yarita Ikuo, Кitamura
Kunio, Kitahama Masanori, Кеnmochi Kazuhito, Suzuki Makoto, Muramoto
Harumasa, Kenmochi Kazuhito //Kawasaki Steel Techn. Kept. -1983. № 7. с.
55-67. -Англ.
Рассмотрены методы и результаты
исследований температурной стойкости
смазок, оцениваемой по значению
критической температуры,
обеспечивающей стабильный коэффициент
трения в условиях граничной смазки,
степени очистки поверхности металла от
смазки при светлом отжиге без
предварительной электролитической
очистки. При изучении процесса прокатки
на непрерывном 4-клетевом стане получены
зависимости температуры смазки от
скорости прокатки (200 м/мин - 90 - 110°C, 1000 м/мин
- 140 - 170°С). Приведены графики
распределения по длине контакта
давления (менее 800 МПа), толщина
смазывающей пленки (менее 3,8 мкм),
температуры смазки (менее 80°С), валков и
металла (менее 55°C) в условиях нормальной
граничной смазки и при нарушении
смазывающего слоя с проявлением адгезии
(2200 МПа; 3,4 мкм; 270°С - соответственно),
полученные на одноклетевом
лабораторном стане. Таким образом
температурные условия на контакте
приближаются к температурной стойкости
смазки. Температурную стойкость изучали
на двух установках: на стенде Timken и
на 4-шариковом стенде. Исследовали
смазку трех составов: а) органический
жир 90%, эмульгатор 2%; b) жир 60%, минеральное
масло 30%; с) масло 80%, сложный эфир 10%.
Параметры нагружения моделировали
условия прокатки. Получены зависимости
предельных скоростей прокатки от
удельных нагрузок, свидетельствующие об
умещении смазывающих свойств в
последовательности a-b-с. Степень очистки
определяли по количеству остаточного
углерода после нагрева. Приведен
механизм изменения состава смазки и
содержания в ней углерода при нагреве в
интервале температур (100 - 700°С). Ил. 16.
Табл. 3. Библ. 9.
Применение моделирующих устройств
контроля и опытных прокатных клетей в
исследовании пригодности эмульсий для
холодной прокатки. Einsatz von Modellprufeinrichtungen und
Versuchswalzgerusten zur Eignungsuntersuchung von Kaltwalzemulsionen /Lebedjew
L. S., Grahlert H., Steinhauer R. //Schmierungstechnik -1983, 14. № 5.
с. 147-150, 129. (нем.; рез. рус., англ.).
Московский институт стали и сплавов и
предприятия Германии VEB Bakdstahlkombinat
Eiscnhuttenstadt (EKO) и VEB Kombinat Hartol Magdeburg
провели комплекс исследований на
моделирующих устройствах и
лабораторных станах с целью разработки
эффективной технологической смазки при
холодной прокатке стали. Рассмотрены
методика исследований и виды
лабораторного оборудования,
применявшегося для сравнительного
изучения поведения различных смазок в
условиях моделирующих условия холодной
прокатки. Наилучшие результаты показал
образец смазки W6, названный Gerosol
W и выпускаемый в настоящее время
комбинатом Hartol. Разработанная
смазка позволила снизить расход энергии
на стане на 3%, повысить скорость
прокатки и производительность
уменьшить тепловую полосчатость с 320
случаев в 1981 г. до 20 случаев в 1982 г,
понизить расход эмульсии на 30%, повысить
качество поверхности полосы.
Способ оценки термостойкости смазок,
применяемых при холодной прокатке /Ito
Koichi, Кitamura Kunio //Дзюнкацу, J. Jap. Soc. Lubr. Eng. -1982,
27. № 8. с. 559-565. Discuss., 566 -Яп. Место хранения
ГПНТБ СССР.
Термическое растрескивание поверхности
валков возникает за счет нагрева от
трения между прокатом и рабочими
валками и возрастает с увеличением
обжатия и скорости прокатки.
Эмульсионная смазка снижает склонность
валков к растрескиванию. Оценку свойств
смазок производили на испытательной
машине, в которой нагружаемый
вертикальный шпиндель (нагрузка 50 - 300 кг)
с опорным шаром вращается на трех
неподвижных шарах (1 - 1000 об/мин). На
трущиеся поверхности подается эмульсия
под давлением из бака, снабженного
нагревателем. Температуру трущихся
поверхностей измеряли термопарой. Во
второй испытательной машине типа Timken
происходит вращение нагружаемого
кольца (100 - 600 кг) относительно
вертикальной опоры. Смазки -
эмульгированный говяжий жир с 2% солей
фосфорной кислоты, минеральное масло +
говяжий жир (30% + 60%), минеральное масло +
эфир (80% + 10%). Измеряя температуру
трущихся поверхностей, определяли
предельные значения нагрузок и
скоростей вращения, при которых не
возникает пригорания эмульсии.
Полученные данные использовали для
выбора смазок для холодной прокатки. Ил.
15. Табл. 4. Библ. 9.
Улучшение смазывающих свойств
смазки, применяемой при холодной
прокатке листа, и дальнейшего ее
удаления за счет использования
различных добавок /Mask Toshiro, Yamamoto Hideо,
Nishinо Takао //Дзюнкацу, J. Jap. Soc Lubr Eng. -1982, 27, №
8. с. 552-557. Discuss., 557-558 -Яп. Место хранения
ГПНТБ СССР.
Исследовали различные добавки с целью
получения максимальных смазывающих
свойств смазки и легкого ее удаления.
Смазываемость изучали при помощи
эксперимента, в котором определяли
коэффициент трения стального шарика,
катящегося под усилием 3 кг со скоростью
4 мм/с по листу металла, покрытого слоем
смазки. Так как не существует
общепризнанной методики для
определения качества очистки
поверхности от смазки, использовали два
метода: метод "тепловых" весов и "чашечный"
эксперимент. Изучили 7 составов смазки
от животного жира до минерального масел.
В качестве добавок использовали жирные
кислоты, спирты и эфиры с различным
числом атомов углерода в цепочке.
Оптимальными свойствами обладают
смазки следующих составов: 1)
минеральное масло (75%) с добавками
низкоуглеродных эфиров (20%) и 2)
минеральное масло (70%) с добавками
низкоуглеродных эфиров (20%) и жирных
кислот (5%). (Фирма "Сумитомо киндзоку",
Япония). Ил. 10. Табл. 3. Библ. 2.
Устройство для определения
склонности смазочных и охлаждающих
средств к образованию пятен. Zarizenf pro urcovani
sklonu mazacich a chladicich prostredku k tvorbe skvrn /Bednar
Vaclav //A c. 199786, ЧССР. Заявл. 19.06.78, № PV 4029-78.
опубл 01.12.82. МКИ В 21 В 45/02.
Для определения склонности СОЖ
к образованию пятен, предложено
устройство, состоящее из нижней
основной доски с прямоугольной выемкой
по середине и верхней гладкой доски.
Между досками уложены: нижняя пластина,
с круглой ямкой по средине,
соответствующая выемке в нижней доске, и
верхняя гладкая пластина. Ямку
заполняют исследуемой смазочно-охлаждающей
жидкостью. Доски стягивают между собой
болтами и помещают в печь. После отжига
устройство демонтируют, а пластины
осматривают, выявляя пятна. Ил. 2.
Обоснование путей выбора состава
технологических смазок для обработке
металлов давлением /Белосевич В.К. //Усоверш.
смазоч. веществ при обработке металлов
давлением. Тез. Респ. науч.-техн. семинара
ученых Ждановского металлургического
ин-та. Киев, 13-15 мая 1980. Жданов -1982. с. 30-31. (Рукопись
деп. в УкрНИИНТИ 30 нояб. 1982 г., № 3953Ук-Д82).
Предложен способ выбора состава
технологической смазки для обработки
металлов давлением. Выбор смазки
необходимо начинать с анализа условий
технологического процесса и
формулировки требований к смазке.
Анализ технологического процесса
позволяет сформулировать требования по
силе трения, физико-химическим
показателям смазки и технологическим
свойствам. Собственно подбор состава
смазки должен исходить из характера сил
трения.
Метод определения эффективности
смазочных материалов в условиях
пластической деформации /Иониди К. К.,
Лелюк В. А., Сорокин Н. М. //Усоверш. смазоч.
веществ при обраб. мет. давлением. Тез.
Респ. науч. техн. семинара ученых
Ждановского металлургического ин-та.
Киев, 13-15 мая, 1980. Жданов -1982. с. 21-22. (Рукопись
деп. в УкрНИИНТИ 30 нояб. 1982 г, № 3953Ук-Д82).
Оценка эффективности смазки
производится на специально
сконструированной машине трения по
уровню и характеру распределения
нагрузки. Испытания показали хорошую
сходимость и достоверность результатов.
1982
О системе испытаний и критериях
оценки эффективности и качества
смазочно-охлаждающих жидкостей для
холодной прокатки стали /Гринберг Д.
Л. //Науч.-техн. прогресс в прокат. и
волочил. пр-ве. Ленинград. Череповец. -1982.
с. 22-32. (Рукопись деп. в ин-те "Черметинформация"
26 июля 1982 г., № 1676 чм-Д82).
Разработан проект системы испытаний и
критериев квалификации СОЖ
для холодной прокатки стали,
обеспечивающей оценку их эффективности
и качества по данным лабораторных
исследований (антифрикционных,
охлаждающих противокоррозионных
свойств, стабильности и качества,
определяющих чистоту поверхности). Библ.
6.
Оценка эффективности смазки и
снижение ее расхода при обработке /Azushima
Akira //Ни-хон кикай гаккайси. J. Jap. Soc. Mech. Eng.
-1981, 84. №756. с. 1205-1211 -Яп.
Исследовано действие смазки при
обработке металла. Подробно рассмотрена
конструкция испытательного устройства,
основным узлом которого являются
контактирующие между собой шарики.
Изменяя условия смазки и усилие
контакта между шариками, исследовали
процесс износа поверхностей. Изучено
влияние смазки на технологические
параметры холодной прокатки со
скоростью 0,8 и 13 м/с. В зависимости от
типа смазки коэффициент трения
изменялся в диапазоне 0,13 - 0,20 при прочих
одинаковых условиях. Расход смазки
возрастает при повышении температуры и
скорости прокатки. Приведено сравнение
характеристик стандартных смазочных
материалов: парафина, полиэфирных и
содержащих олеиновые кислоты смазок. (Токийский
ун-т, Япония).
Методика расчета эффективности
применения смазок на прокатных станах
/Ненартович Л. В., Мурлыкин А. А,,
Молчанов М. М., Скоков Ф. И. //Бюл. НТИ ЦНИИ
инф. и техн.-экон. исслед. чер.
металлургии. -1982. № 4. с. 63-64.
Украинским научно-исследовательским
институтом металлов разработана
методика определения экономического
эффекта от применения смазок на
прокатных станах, включающая
поэлементный расчет экономии текущих и
капитальных затрат в зависимости от
различных факторов. Установлено, что
наибольший экономический эффект
достигается на крупносортных и
рельсобалочных, затем на штрипсовых,
мелкосортных, среднесортных и
проволочных станах. Табл. 1.
Испытание смазки (жидких масел) с
целью уменьшения эксплуатационных
затрат. Lubricant testing As related to maintenance oils /Jerоski
R. T. //Iron and Steel Eng. -1981, 58. № 9. с. 62. -Англ.
Эксплуатационные характеристики смазок
существенно влияют на
работоспособность и бесперебойную
работу металлургического оборудования.
Требуются тщательный анализ при выборе
и применении новых типов масел. С этой
целью на заводе фирмы United States Steel Corp. (США)
создана лаборатория испытания смазок
различного назначения. Лаборатория
проводит работы по обучению
обслуживающего персонала в области
выбора, испытания и эксплуатации смазок,
осуществляет слежение за соблюдением
режимов эксплуатации масел,
способствует внедрению новых типов
масел. Составлена программа контроля и
испытания смазок и масел, используемых в
силовых передачах, турбинах,
трансформаторах и другом оборудовании,
а также различного типа гидравлических
жидкостей. [Research Lab. United States Steel Corp. Mowroeviile
Pa, США].
Влияние характеристик растекания
прокатного масла на поверхности проката
на его смазочные свойства /Yamamoto Hideo //Тэцу
то хаганэ, J. Iron and Steel Inst. Jap.-1981, 67. № 12. с.
1082. -Яп.
Разработана методика оценки смазочных
свойств прокатных масел по размерам
масляного пятна на поверхности
холоднокатаного листа, нагретого до 200°С.
Каплю массой 15 мг наносят на поверхность
проката и через 3 мин измеряют ее размеры
в плане. Затем к поверхности проката со
смазочной пленкой прикладывают
нагрузку через стальной шарик и
производят многократное перемещение
проката относительно шарика до
возгорания масла. Измеряют силу
сопротивления скольжения шарика по
смазанной поверхности и определяют
коэффициент трения делением силы
сопротивления скольжению на величину
нагрузки на шарик. ["Сумитомо киндзоку",
Япония]. Ил. 4. Библ. 3.
Метод определения способности
смазки покрывать полосу при прокатке /Ohkubo
Yutaka //Тэцу то хаганэ. J. Iron and Steel Inst. Jap. -1981,
67. № 12. с. 1084. -Яп.
Описаны исследования взаимодействия
смазки с металлом при холодной прокатке
с помощью специального устройства.
Устройство имеет барабан, вращающийся с
максимальной скоростью 1372 об/мин, на
поверхность которого прикрепляется
опытный образец. Нагреватель на
барабане обеспечивает моделирование
температурных условий в предочаговой
зоне и в очаге деформации при холодной
прокатке. На образец из сопла подается
смазка. Затем измеряется масса смазки,
остающаяся на поверхности образца.
Установлено, что существует
максимальная величина массы смазки при
угле подачи смазки Q = 90° (угол
между направлением струи, выходящей из
сопла и поверхностью образца).
Определено, что изменение давления
смазки от 1 до 13 кгс/см2 не влияет на
способность смазки покрывать образец.
Произведение плотности потока w
(л/мин·м3) на продолжительность
удерживания смазки t (мин)
при одинаковой линейной скорости и
количестве подаваемого потока смазки не
зависит от вида сопла. При Q = 90°
и скорости вращения барабана 532 об/мин
возрастание массы смазки с увеличением
происходит до определенной величины (~3 г/м2),
после которой наступает насыщение.
Описанный метод гарантирует
определение способности смазки
покрывать образец с меньшей
погрешностью, чем известными способами,
и позволяет прогнозировать смазочные
свойства эмульсий. Используется при
проектировании систем подачи смазки. Ил.
4.
Способ оценки свойств
технологической смазки для холодной
прокатки /Ямамото Хидэо, Масэ Тосиро,
Кавано Тэруо, Уэно Сигэцугу //Сумитомо
киндзоку когё к. к. Яп. заявка кл. С 10 М 1/00,
№ 55-73788, заявл. 29.11.78, № 53- 147538, опубл. 03.06.80.
Предложенный способ основан на расчете
по формуле: n ³ V/18 +
23/t - 100, где n - время
качения шара по листу толщиной t (мм). При
этом испытания проводят при следующих
условиях: температура листа 200°С;
скорость качения по нему стального шара
V = 4 мм/с, масса шара 3 кг. Преимущества
способа заключаются в высокой точности
оценки свойств не только свежей, но и
отработанной смазки. Ил. 11. Табл. 3.
1981
Методика разработки технологических
смазок для процессов обработки металлов
давлением /Белосевич В. К. //Трение и
износ. -1981, 2. № 2. с. 318-326.
Описывается методика научно-обоснованного
выбора составов технологических смазок
для обработки металлов давлением.
Методика исходит из технологических
требований и основных зависимостей
технологических процессов и
закономерностей смазочного действия
различных веществ. На примерах
разработанной для прокатки ленты
эмульсии ЭП-29 и масляной смазки СПТ-13 для
прокатки биметаллической
сталеалюминиевой ленты показана
эффективность предлагаемого метода.
Описываемые смазки внедрены в
производство на заводе "Красная Этна"
(г. Горький), Заволжском моторном заводе
и Тамбовском заводе подшипников
скольжения. Ил. 3. Табл. 4. Библ. 7.
Способ определения смазывающей
способности и его применение к
технологическим смазкам станов
холодной прокатки полосы. Evaluation of the
lubricity and its application for cold rolling lubricants /Mase
Toshiro, Kono Teruo, Yamamoto Hideo, Uеno Shigeji, Tajima Shigeru, Hase
Noboru //Int. Conf. Steel Roll., Proc. Vol 2. Tokyo. -1980. с. 1132-1142.
-Англ.
Предложена улучшенная методика оценки
смазывающей способности
технологической смазки с помощью
испытательной установки Bowden
Tester, где измеряется коэффициент
трения при скольжении закаленного
шарика диаметром 3,76 мм относительно
поверхности пластинки из
прокатываемого материала. Величину
коэффициента трения рассчитывали из
отношения горизонтальной силы
сопротивления скольжению шарика и
вертикально направленного усилия
прижатия шарика к пластине (максимально
3 кг). Температуру пластины плавно
регулировали от 0 до 400°С. Скорость
скольжения шарика 0,2 - 4,0 мм/с. Пластина
при испытаниях совершает возвратно-поступательное
движение, шарик неподвижен. Перед каждым
ходом пластины на ее поверхность
наносят заданное количество смазки.
Количество ходов пластины до 80 раз.
Коэффициент трения при испытаниях
изменялся от 0,05 до 0,25. Длина хода
пластины 4 мм. Величина напряжений в зоне
контакта шарика с пластинкой изменялась
от 94 до 233 кг/мм2. Оценку
эффективности восьми сортов
технологических смазок производили
путем измерения длины траектории
движения шарика до момента разрушения
пленки жидкости. Полученные результаты
сравнивали с данными применения
жидкостей на работающем стане холодной
прокатки. Получено хорошее совпадение
результатов. В жидкости вводили добавки
жирных кислот, эфиров и других веществ с
целью увеличения смазывающей
способности. [Wakayama Steel Works, Sumitomo Metal Ind.,
Wakayama, Япония]. Ил. 7. Табл. 4. Библ. 10.
К оценке антифрикционной
эффективности смазок при прокатке в
режиме жидкостного трения /Грудев А.
П., Васюков В. М., Сиденко Н. Я., Заверюха В.
Н. //Техн. прогресс в метизн. пр-ве. Москва.
-1981. № 9. с. 52-54.
Регламентировано условие прокатки,
обеспечивающее жидкостное трение за
счет захвата смазки неровностями
поверхностей валков и полосы.
Исследовано влияние вязкости смазки на
вытяжку полосы при прокатке в режимах
смешанного и жидкостного трения.
Установлено, что при прокатке в режиме
жидкостного трения вытяжка полосы
уменьшается с увеличением вязкости
смазки. Для обеспечения наибольшей
вытяжки в режиме жидкостного трения
рекомендовано использовать смазки с
высокой исходной вязкостью и низким
пьезокоэффициентом. Ил. 1. Библ. 2.
Оценка состояния смазки с помощью
наблюдения за поверхностью прокатанной
полосы из среднеуглеродистых сталей при
прокатке на высокоскоростном стане
холодной прокатки. Estimation of lubrication state by
observation of rolled strip surface in high speed cold rolling of mild
steel /Sakai Tetsuo, Saito Yoshihiro, Кato Kenzo //Int. Conf.
Steel Roll. Proc. Vol. 2. Tokyo. -1980. с. 1120-1131. -Англ.
С целью изучения влияния эффектов
скорости прокатки, концентрации
эмульсии, степени обжатия и
шероховатости поверхности валка на
состояние смазки проводили на новом
высокоскоростном лабораторном стане.
Экспериментальная прокатка проводилась
при скорости 7 - 41,6 м/с, концентрации
эмульсии 0 - 100%, степени обжатия 5 - 30%,
шероховатость валков варьировалась на
трех уровнях 0,2; 0,5 и 0,8 мкм. При
увеличении скорости прокатки смазка
переходила от смешанного типа к чисто
гидродинамическому. Увеличение
концентрации эмульсии, уменьшение
обжатия и уменьшение шероховатости
имеют схожие эффекты. Разработана
модель, позволяющая предсказать
экспериментальные данные. По данным
работы подтверждается применимость
данной модели для анализа смазки при
холодной прокатке. [Dep. of Materials Science and
Engineering, Faculty of Engineering, Osaka Univ Yamada - Kami, Suita Osaka,
Япония]. Ил. 14. Табл 1. Библ. 12.
Оценка технологических смазок при
холодной прокатке листовой стали. Evaluation
of sheet steel cold rolling lubricants /Young John W. //Iron and
Steel Eng. -1980, 57. № 8. с. 53-57. -Англ.
Современные технологические смазки на
высокоскоростных станах холодной
прокатки листовой стали должны отвечать
многим требованиям, главными из которых
являются высокие смазочная и
охлаждающая способности, а также полное
сгорание на прокатанной полосе при
термическом отжиге и возможность
использования отработанной жидкости.
После анализа этих требований
рассмотрены состав и свойства прокатных
смазочно-охлаждающих эмульсионных
систем, принципы их выбора, составления,
методы лабораторного контроля
компонентов, смазочной способности,
стабильности и чистоты. Описываются
также методика и виды периодических
испытаний эмульсионных систем в ходе
прокатки, так как лабораторный контроль
не учитывает влияния загрязнения и
реакций в эмульсиях при их применении.
Для полного использования компонентов
эмульсии необходима постановка
тщательных исследований в каждом
конкретном случае. [Armco Inc., Middletown, Ohio. США].
Библ. 21.
1980
Аналитический контроль эмульсий для
холодной прокатки. The analytical control of cold rolling
emulsions /Svedung D. H. //Scand. J. Met. -1980, 9. № 4. с.
183-187 -Англ.
Описан процесс старения смазочно-охлаждающей
жидкости при холодной прокатке и методы
определения общего содержания солей в
эмульсии через ее удельную проводимость,
значения рН, содержания золы, железа,
общего содержания масла и содержания в
сумме мыл и грязи. Подчеркнуто значение
исследования обособленной масляной
фазы с помощью ИК-спектроокопии, и
рассмотрена методика этого
исследования. Из-за постоянного
образования продуктов окисления
тенденция к понижению рН является
нормальной. Большинство эмульсий должны
поддерживаться нейтральными. При рH ниже
6 увеличивается ржавление
холоднокатаной стали. Малые регулярные
добавки триэтаноламина способствуют
образованию менее вредных мыл.
Содержание золы в свежей эмульсии
нормально <0,05 г/л. При повышении до 0,35 г/л
и более существенно ухудшается внешний
вид полосы и появляется налипание на
роликах в печах отжига. Нормальное
содержание железа (Fe) в эмульсии 0,1 г/л.
Содержание более 0,2 г/л недопустимо.
Общее содержание масла в эмульсии можно
определять с повторяемостью ±0,1% при
уровне 2%. Концентрация эфира жирного
масла в масляной фазе определяется с
повторяемостью ±2% при уровне 70%, а
свободных жирных кислот - с
повторяемостью ±0,2% при уровне 7%.
Показана особо отрицательная роль
образования соединения мыл и грязи в
эмульсии. [The Jernkontoret Research Organisation, Stockholm,
Швеция]. Ил. 6. Табл. 2. Библ. 22.
Разработка новой технологической
смазки для прокатки тонкой и толстой
полосы из малоуглеродистой стали /Tsuji
Kunio, Ban Seiji, Мatsushita Tomiharu, Itoh Shigeharu, Inoue Yasumasа //Соэй
то како, J. Jap. Soc. Technol. Plast. -1980, 21. № 228. с. 67-72.
(япон.; рез. англ.). Место хранения ГПНТБ
СССР.
В ходе разработки новой технологической
смазки для прокатки стальной полосы
минимальной толщиной 0,4 мм в обычное
минеральное масло вводили различные
виды добавок высокого давления и жирные
кислоты. Свойства новых смазок
проверяли в лаборатории. Испытания
включали: проверку прочности пленки
смазки на 4-шаровом фрикционном приборе,
определение коэффициента граничного
трения на маятниковом фрикционном
приборе при высоких температурах,
оценку стабильности и распределения
эмульсии, определение характеристик
смачиваемости и загорания. Выбранная
смазка содержит 40% натурального жира, 0,5%
аминофосфата, 1,0% полимеризованной
жирной кислоты. Применяя новую смазку,
можно вести прокатку полосы толщиной 0,22
мм из малоуглеродистой стали на 5-клетевом
непрерывном стане со скоростью до 26,3 м/с
без тепловой потертости. Установлено
также, что энергия прокатки снижается на
10% из-за пониженного трения температура
полосы снижается на 10 - 20°С. Ил. 9. Табл. 4.
Библ. 8.
Оценка смазок для холодной прокатки
стальных листов. Evaluatiation of sheet steel cold rolling
lubricants /Iоung John W. //Iron and Steel Eng. -1979, 56. № 9.
с. 1-50. -Англ.
Оптимальное использование эмульсии на
станах холодной прокатки требует, чтобы
каждая фаза превращений системы (воды,
смазки и загрязняющих примесей)
контролировались и автоматически
управлялись. Это может сопровождаться
лабораторным испытанием смазки и воды
прежде, чем их использовать в совместных
контрольных испытаниях системы.
Использование этих испытаний для
контроля системы допускает баланс,
который достигается между смазкой,
охлаждением, выкатываемостью,
использованием смазки и ограничениями
на контроль загрязнений. [Armco Inc. Middletown, Ohio,
США].
Оценка смазывающих свойств
технологических смазок для холодной
прокатки. Hodnoceni mazacich vlastnosti technologickych maziv pro
valcovani za studena /Petrik J. //Ropa a uhlie -1980, 22. № 1. с.
45-50. (чеш.; рез. рус., англ., франц., нем.).
Описывается опытный прибор ZKS-M
для оценки эффективности масел и
эмульсий, возможности прибора при
моделировании различных условий
прокатки. Прибор можно использовать и
для испытания технологических смазок
для холодной прокатки. Ил. 3. Библ. 2.
Оценка смазок для холодной прокатки.
Веwertung der Schmierflussigkeiten fur das Kaltwalzen /Petrik
Josef, Wiesner Frantisek //Neue Hutte. -1979, 24. № 9. с. 339-342. -Нем.
Для лабораторных испытаний смазок
создана специальная установка,
представляющая собой прокатный стан дуо
с валками диаметром 90 - 105 мм и длиной
бочки 100 мм. Скорость прокатки можно
бесступенчато изменять в пределах 0,15 - 1,0
м/с. Технология испытаний включает
прокатку с постоянным раствором валков,
постоянным усилием прокатки, прокатку
различных материалов и т. д. Приведены
результаты лабораторных испытаний
одной из эмульсий, разработанных в
Германии. Сравнительную оценку
смазочных веществ проводили также на
машине Amsler 135А.
Сравнение результатов испытаний на двух
типах оборудования подтвердило оценку
различных смазок. Подобные лабораторные
испытания смазок дают возможность более
точного и оптимального их выбора. Ил. 7.
Библ. 1.
Специальные методы анализа для
контроля состояния смазочно-охлаждающих
веществ. Spezielle Analysenmethoden zur Systemuberwachung von
Kuhlschmiermiitteln /Lange Vо1kmar, Knechtel Wolfgang //Neue Hutte.
-1979, 24. № 9. с. 358-359. -Нем.
СОЖ должны
длительное время сохранять свойства
постоянными. Для определения срока
замены жидкости следует регулярно
определять ее параметры. При холодной
прокатке: концентрация смазочно-охлаждающих
веществ, концентрацию поверхностно-активных
компонентов, поражение
микроорганизмами, а также
электролитическая электропроводность,
pH-показатель, посторонние ионы и
механические загрязнения. Рассмотрены
некоторые методы определения ряда
параметров для анализа состояния
смазочно-охлаждающих веществ. Системы СОЖ
должны регулярно контролироваться на
наличие микроорганизмов. При превышении
числа зародышей 106 на 1 мл следует
менять эмульсию. Пригодность смазочно-охлаждающих
веществ для долговременного
пользования можно определять с помощью
ИК-спектроскопии. Концентрация
определенного эмульсионного компонента
влияет на действие смазочно-охлаждающих
материалов, снижает качество
поверхности изделий. Концентрацию
жидкости определяют преимущественно
возгонкой под вакуумом. Этот метод дает
достаточную точность при
незначительных затратах времени и
минимальных количествах проб. Описаны
также методы определения рН-показателя,
электролитической электропроводности,
содержание инородных тел в исходной
воде.
Эффект трения при холодной прокатке
стальных полос. Triboloski efekti pri hiadnom valjanju
celicnih traka /Curcic М., Popovic М. //Goriva i maziva. -1979,
18. № 2. с. 63-77. (сербскохорв.; рез. англ.).
Проведены испытания технологических
свойств двух типов смазок зарубежной А и
производства СФРЮ - В при холодной
прокатке стальных полос толщиной 1,5 - 8,0
мм и 0,18 - 3,0 мм. Смазки А и В имеют
следующие параметры, соответственно:
вязкость при температуре 40°С - 30 и 36 П,
температуру воспламенения 162 и 170°С, рН - 8
и 8,5, показатель нейтрализации (мг КОН/г) -
9,2 и 8,5. При отжиге обе смазки имеют
одинаковые удовлетворительные
показатели. На стане кварто фирмы SKET (Германия)
500/1300х1700 мм, прокатывали полосы со
скоростью 12 м/с из сталей марок 08кп с
поперечным сечением 2,5х1040 мм, VSt 12 с
поперечным сечением 4,0х1050 мм и С-0146 с
поперечным сечением 4,0х1050 мм. Смазка В на
5 - 10% больше снижала крутящий момент
двигателя и расход энергии до 150 кВт/ч на
1 т продукции. Стан снабжен системой
регенерации смазки (эмульсии).
Установлено, что за 30-дневный период
эксплуатации концентрация смазки В
несколько меньше возрастает (5 - 10%), чем
смазки А. В таком же соотношении
находится и расход фильтровального
полотна (бумаги). Ил. 10. Табл. 4. Библ. 11.
1979
Оценка на дисковой машине
эффективности технологической смазки,
применяемой при прокатке стали. Evaluation of
steel rolling oil with disk machine /Jain V. K. //Proc. 2nd Nat.
Ind. Tribol. Conf., Bombay, 1976. Bombay -1978, с. 41-43. -Англ.
При холодной прокатке очень важно
наличие граничной смазки, т. к. она
влияет на долговечность валков,
налипание металла на валки и мощность,
расходуемую на деформацию полосы.
Предложен метод оценки эффективности
смазок на дисковой машине Амслера.
Для этой цели применяли диски из мягкой
стали и стали EN31, причем верхним был диск
из мягкой стали. Нагрузку выбирали в
пределах 50 - 150 кг. Измеряли износ, момент
трения и его амплитуду. Приведены данные
о подготовке, методике проведения и
результатах испытаний с применением
льняного, касторового, рапсового,
пальмового, минерального масел и густой
смазки. Значения коэффициента трения,
полученные при специфических условиях,
достаточно хорошо соответствовали
данным других авторов. Поведение густой
смазки было неожиданным, что, по-видимому,
можно объяснить разнообразием жиров.
Разработанную методику можно
рекомендовать в качестве эффективного
лабораторного испытания
технологических смазок для холодной
прокатки. [Indian Inst.of Petroleum, Dehradun]. Табл. 4.
Библ. 5.
Оценка состояния смазки путем
исследования поверхности полос мягкой
стали при высокоскоростной холодной
прокатке /Sakai Теtsuо, Sаitо Yоshihirо, Okamоtо
Shоji, Katо Кenzо //Сосэй то како, J. Jap. Soc. Technol.
Plast. -1978, 19. № 214. с. 972-979 (япон., рез. англ.).
Исследования проводили на лабораторном
стане новой конструкции. Путем
наблюдения следов от царапин,
нанесенных на поверхность валка и
отпечатывающихся на поверхности полосы,
и измерения усилия прокатки исследовали
эффект скорости прокатки, концентрации
эмульсии, степени обжатия и состояния
поверхности валков. Экспериментально
прокатку проводили при скорости 416 - 2496 м/мин,
концентрации эмульсии 0 - 100%, степени
обжатия 5 - 30%. Шероховатость валков
составляла 0,2; 0,5 и 0,8 мкм. Увеличение
скорости прокатки приводит к эффекту
гидродинамической смазки. Увеличение
концентрации эмульсии, уменьшение
обжатий и шероховатости валков имеют
такое же влияние на состояние смазки,
как и увеличение скорости прокатки.
Коэффициент трения и шероховатости
поверхности прокатанной полосы
соответствуют степени контакта между
поверхностью валка и полосы. Толщина
масляной пленки между валком и полосой
была оценена относительно
шероховатости валка и прокатанной
полосы. При низкой скорости (менее 832 м/мин)
или низкой концентрации эмульсии (менее
5%) толщина пленки быстро увеличивалась с
их увеличением. При высокой скорости
прокатки или высокой концентрации
эмульсии толщина плевки увеличивается
постепенно, а с увеличением обжатия
уменьшается монотонно. Ил. 17. Табл. 1. Библ.
12.
Смазка при прокатке: механика и химия
//Сосэй то како, J. Jap. Soc. Technol. Plast. -1978, 19. №
210. с. 587-588. -Яп.
Исследовали влияние различных
смазочных материалов на параметры
процесса прокатки в холодном состоянии.
Основной лимитирующей характеристикой
применяемых масел считают вязкость и ее
изменение при колебаниях температуры.
Оценочным фактором применимости
смазочного материала может быть
скорость деформации в пределах
текучести при одноосном нагружении.
Применяемые смазочные материалы не
должны вызывать коррозию
обрабатываемого металла и деталей
механизмов на воздухе. В процессе
последующей термообработки смазка
должна полностью выгорать, не изменяя
свойства и внешний вид поверхностного
слоя. Наиболее универсальным смазочным
материалом считают парафин. ["Токе
Дайгаку", Япония].
|